8 декабря 2021 года
8 декабря в Москве прошел бизнес-завтрак «Экономика и технологии энергоперехода»
8 декабря в Москве прошел бизнес-завтрак «Экономика и технологии энергоперехода», организованный ООО «Национальный нефтегазовый форум» совместно с ФГБУ «РЭА» Минэнерго России и при поддержке компании Schneider Electric.
Модератор бизнес-завтрака, руководитель Погодно-климатического Центра топливно-энергетического комплекса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко отметил, что еще буквально несколько лет назад тематика энергоперехода и устойчивого развития воспринималась как что-то далекое от нас и неактуальное. Сегодня же эти вопросы оказались во главе угла. Однако практически никто себе четко не представляет, по каким сценариям будет происходить энергопереход, а число связанных с ним непредсказуемых факторов постоянно растет. Поэтому сейчас очень важен диалог всех заинтересованных сторон, в результате которого необходимо выработать меры ответной реакции и избежать существенных потерь для ведущих отраслей экономики, включая нефтегазовый комплекс.

Руководитель энергетического центра EY Ольга Белоглазова в своем докладе представила обзор развития рынков нефти, газа и нефтепродуктов в 2021 году.






Она также отметила, что для нефтегазовых компаний существуют риски, связанные с энергопереходом, поскольку на долю НГК приходится примерно 12% от всех антропогенных выбросов углерода в мире. В связи с этим отрасль сталкивается с давлением сразу с нескольких сторон. В первую очередь, со стороны регуляторов, которые постоянно ужесточают экологические требования и настаивают на ограничении выбросов. Так, к серьезным последствиям может привести введение европейского трансграничного углеродного налога (ТУР). Пока что нефтегазовый комплекс не попадает в зону действия данного налога, но европейская система торговли квотами на выбросы СО2, к которой привязан ТУР, включает в себя нефтепереработку. И поэтому вполне возможно, что после 2026 года она тоже будет охвачена ТУР.

Как отмечает О. Белоглазова, еще несколько лет назад свое стремление осуществить энергопереход декларировали в основном развитые страны Запада – США и Европа. Но в прошлом году азиатские государства – Китай, Япония и Южная Корея – также обозначили свои цели по снижению выбросов и достижению углеродной нейтральности. Это привело к пересмотру прогнозов потребления нефти в сторону снижения. И уже сейчас можно сделать вывод о том, что нефтегазовые компании, в том числе российские, столкнутся с ростом конкуренции за место на рынке. Поэтому им придется повышать свою эффективность и снижать углеродный след продукции.


Представитель EY выделила четыре стратегии, которых могут придерживаться ведущие нефтегазовые компании мира. Первая группа компаний (в частности, ВР) готова ускоренными темпами отказываться от своего традиционного углеводородного бизнеса в пользу альтернативной энергетики. Вторая группа компаний (к примеру, Equinor) стремится «собрать урожай» в нефтяной и газовой отраслях и затем перейти на «альтернативу». Третья группа (Shell) продолжает развивать традиционный бизнес, но готова инвестировать часть прибыли в новые направления развития. Наконец, четвертая группа (к которой принадлежат и российские компании) не планирует отказываться от реализации нефтегазовых проектов, но будет при этом применять различные технологические решения, направленные на снижение углеродного следа (улавливание СО2, производство водорода и т.д.).


Но, возможно, в России появится и свой собственный «пятый путь». Такую мысль высказал в своем выступлении Вячеслав Мищенко. Он обратил внимание на то, что сегодня, несмотря на всю «климатическую лихорадку» самыми востребованными энергетическими продуктами на европейском направлении остаются уголь и мазут. Но безумные скачки цен на традиционное углеводородное сырье конечно же стимулируют энергопереход и дают дополнительные аргументы его сторонникам.

На этом фоне российские нефтегазовые компании проявляют некоторую инертность и пока не готовы даже к четвертому из обозначенных путей. Поэтому необходимо сформировать для них стимулы. По мнению В. Мищенко, требуется создать «единый канал или действующую платформу» в виде какого-либо министерства, ведомства или иного органа, который бы занимался вопросами осуществления энергоперехода.

Как полагает эксперт, при планировании стратегий энергоперехода очень важно учитывать и социально-гуманитарный фактор. Необходимо понять, как будет чувствовать себя в реалиях новой энергетики простой человек, рядовой обыватель. И исходя из этого следует адаптировать темпы и методы энергоперехода к климатическим, экономическим и социальным условиям каждой конкретной страны.

Мысль о необходимости одновременного решения трех задач в рамках энергоперехода – развития технологий, создания регуляторной среды и учета социальных аспектов – прозвучала и в выступлении директора проекта дирекции технологий ТЭК ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Василия Чубоксарова. Он отметил, что новые энергетические технологии могут стать для нефтегазовых компаний дополнительными маржинальными продуктами. В частности, ведущие игроки отрасли уже инвестируют средства в развитие водородных технологий, в создание систем улавливания и хранения СО2 (CCS). «Развитие технологий и обеспечение их коммерческой эффективности – это важнейший приоритет для России в рамках энергоперехода», – подчеркнул В.Чубоксаров.

Первоочередную задачу государства представитель РЭА видит в создании четкой регуляторной среды. В последние годы был принят ряд нормативов, касающихся технологий и методов энергоперехода, но пока что они неполные. Их нужно дополнять, обновлять, где-то исправлять, приводить в соответствие с международными требованиями.


«Вопрос не в том, произойдет или нет энергопереход, а в том, когда именно он произойдет. И тот, кто сегодня создаст прогрессивную нормативно-правовую базу и будет развивать технологии в сфере энергоперехода, сможет занять значительную долю рынка – как водорода, так и водородных технологий. И Россия делает правильные шаги в этом направлении. И даже для нефтяных компаний это несет дополнительную прибыль и маркетинговые преимущества», – резюмирует В. Чубоксаров.


Об этапах трансформации бизнес-моделей, обусловленной энергопереходом, в своем докладе рассказал начальник управления технологических партнерств и импортозамещения техники и технологий ПАО «Газпром нефть» Михаил Кузнецов.


Еще совсем недавно, до 2014 года, сами компании определяли, как решать ту или иную технологическую проблему и только после этого делали заказ на НИОКР, чтобы получить научное обоснование для уже выработанного пути. С 2015 года, когда вследствие введения секторальных санкций встал вопрос об импортозамещении, компании начали объединять свои усилия для решения технологических проблем. В результате было разработано большое количество стратегий импортозамещения.


Следующим этапом стало создание в 2020 году АНО «Институт нефтегазовых технологических инициатив», учредителями которого стали компании «Газпром», СИБУР, «Татнефть» и «Газпром нефть». К сегодняшнему дню практически все нефтегазовые компании России стали партнерами института, статус наблюдателей получили также шесть иностранных нефтегазовых корпораций.

«Следующим этапом стало развитие инновационной экосистемы. Мы говорим, например, что перед нами стоит технологический вызов по улавливанию СО2 или производству водорода. Но не говорим, как надо на него отвечать. Тем самым мы развязываем руки потенциальным исполнителям. В настоящее время нами и другими энергетическими компаниями уже сформулировано более 200 вызовов … Это финальный этап трансформации подходов к технологическому развитию отрасли», – рассказал М. Кузнецов.

В дискуссии в рамках бизнес-завтрака также приняли участие директор Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лариса Лапидус, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти компании Schlumberger Россия и Центральная Азия Александр Борисов, руководитель нефтегазовой практики аналитического центра топливно-энергетического комплекса РЭА Дарья Козлова.


Политика конфиденциальности
1. Любая информация, переданная Сторонами друг другу при пользовании ресурсами Сайта, является конфиденциальной информацией.
2. Пользователь дает разрешение Администрации Сайта на сбор, обработку и хранение своих личных персональных данных, а также на рассылку текстовой и графической информации рекламного характера.
3. Стороны обязуются соблюдать данное соглашение, регламентирующее правоотношения связанные с установлением, изменением и прекращением режима конфиденциальности в отношении личной информации Сторон и не разглашать конфиденциальную информацию третьим лицам.
4. Администрация Сайта собирает два вида информации о Пользователе:
- персональную информацию, которую Пользователь сознательно раскрыл Администрации Сайта в целях пользования ресурсами Сайта;
- техническую информацию, автоматически собираемую программным обеспечением Сайта во время его посещения. Во время посещения Пользователем Сайта службе поддержки автоматически становится доступной информация из стандартных журналов регистрации сервера (server logs). Сюда входит IP-адрескомпьютера Пользователя (или прокси-сервера, если он используется для выхода в интернет), имя интернет-провайдера, имя домена, тип браузера и операционной системы, информация о сайте, с которого Пользователь совершил переход на Сайт, страницах Сайта, которые посещает Пользователь, дате и времени этих посещений, файлах, которые Пользователь загружает. Эта информация анализируется программно в агрегированном (обезличенном) виде для анализа посещаемости Сайта, и используется при разработке предложений по его улучшению и развитию. Связь между IP-адресом и персональной информацией Пользователя никогда не раскрывается третьим лицам, за исключением тех случаев, когда это требуется законодательство страны, резидентом которой является Пользователь.
5. Администрация Сайта очень серьезно относится к защите персональных данных Пользователя и никогда не предоставляет персональную информацию Пользователя кому бы то ни было, кроме случаев, когда этого прямо требует уполномоченный государственный орган (например, по письменному запросу суда). Вся персональная информация Пользователя используются для связи с ним, для исполнения сделки, заключенной между Пользователями Сайта с помощью ресурсов Сайта, для анализа посещаемости Сайта, для разработки предложений по его улучшению и развитию и может быть раскрыта иным третьим лицам только с его разрешения.
6. Администрация Сайта осуществляет защиту персональной информации Пользователя, применяя общепринятые методы безопасности для обеспечения защиты информации от потери, искажения и несанкционированного распространения. Безопасность реализуется программными средствами сетевой защиты, процедурами проверки доступа, применением криптографических средств защиты информации, соблюдением политики конфиденциальности.
7. На Сайте реализована технология идентификации пользователей, основанная на использовании файлов cookies. Cookies — это небольшие по размеру файлы, сохраняемые на компьютере Пользователя посредством веб-браузера. На компьютере, используемом Пользователем для доступа на Сайт, могут быть записаны файлы cookies, которые в дальнейшем будут использованы для автоматической авторизации, а также для сбора статистических данных, в частности о посещаемости Сайта. Администрация Сайта не сохраняет персональные данные или пароли в файлах cookies. Пользователь вправе запретить сохранение файлов cookies на компьютере, используемом для доступа к Сайту, соответствующим образом настроив свой браузер. При этом следует иметь в виду, что все сервисы, использующие данную технологию, могут оказаться недоступными.


Заказать звонок
Чтобы заказать звонок - оставьте свои данные. Мы свяжемся с вами в течение дня